Одной из основных направлений деятельности Белорусской железной является обеспечение безопасных условий нахождения граждан, в том числе детей на объектах железнодорожного транспорта.
За текущий период 2025 года на Белорусской железной дороге зарегистрировано 3 случая травмирования несовершеннолетних. На Могилевском отделении произошел 1 случай травмирования несовершеннолетнего.
19.01.2025 в 20 часов 29 минут на перегоне Загатье – Фариново (Витебская область) смертельно травмирована учащаяся одной из школ города Витебска 2013 г.р. Девочка лежала внутри железнодорожного пути. Незамедлительно было применено экстренное торможение с подачей сигналов большой громкости, но ввиду малого расстояния, наезд предотвратить не удалось. Девочка получила травмы не совместимые с жизнью.
09.03.2025 в 21 час 13 минут на перегоне Залесье - Сморгонь смертельно травмирован учащийся одной из школ города Сморгонь. Молодой человек внезапно вышел перед близко идущим поездом. Незамедлительно было применено экстренное торможение с подачей сигналов большой громкости, но ввиду малого расстояния, наезд предотвратить не удалось. Молодой человек получил травмы не совместимые с жизнью. В ходе осмотра обнаружены наушники подростка.
21.03.2025 в 17 час 02 минут на перегоне Климовичи - Волосковня смертельно травмирован учащийся УО «Климовичский государственный аграрный колледж». Молодой человек внезапно вышел перед близко идущим поездом. Незамедлительно было применено экстренное торможение с подачей сигналов большой громкости, но ввиду малого расстояния, наезд предотвратить не удалось. Молодой человек получил травмы не совместимые с жизнью.
Станция Калий-3 РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» напоминает, что железнодорожные пути являются объектами повышенной опасности. Находясь на них, вы подвергаете свою жизнь риску.
Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям.
При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.
Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?
Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться, на железнодорожные конструкции.
Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое – до 27 500 вольт. Приближаться к ним на расстояние ближе 2 метров опасно!
Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя – просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему? Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами.
Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?
Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?
Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.
Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?
Сила воздушного потока, создаваемою двумя встречными составами, составляет 16 тонн. При такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.
Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?
Самое главное – переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы.
Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.
Часто подростки, наряду с катанием на крышах вагонов практикуют так называемый «зацепинг» – катание на подножках вагонов, других элементах подвижного состава. Это чрезвычайно опасно.
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта (мосты, здания, платформы и пр.) нуждаются в ремонте. Места ремонтных работ ограждаются. Никогда не заходите за установленные ограждения, где вы можете быть травмированы движущейся техникой, конструкциями или материалами. Строители, вовлеченные в рабочий процесс, могут не заметить вашего присутствия в опасной зоне.
Обрыв провода линии электропередач следует обходить стороной. Если вы попали в зону поражения электрическим током (находитесь ближе 8-10 метров от места обрыва) – выбираться из нее следует «мелкими» шагами, не отрывая ног от поверхности земли. И конечно обязательно сообщайте об обнаруженном работникам железнодорожного транспорта, милиции, МЧС.
Наложение на рельсы посторонних предметов, закидывание поездов камнями и другие противоправные действия могут повлечь за собой гибель людей.
Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно преследуется по закону и влечет за собой административную или уголовную ответственность (за нарушения правил безопасности детьми ответственность несут родители). Ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте, за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта наступает с 14 лет (ст. 4.3 Кодекса Республики Беларусь об Административных правонарушениях).
Основные нарушения и штрафы.
Подкладывание на железнодорожные пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения транспорта влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
Повреждение железнодорожного пути, защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов, сооружений и устройств сигнализации и связи влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте влекут наложение штрафа в размере от двух десятых до двух базовых величин.